Общественная Палата Владимирской Области
О палате   Деятельность   Документы   Новости   Фото   Контакты   Конкурсы   Партнеры
Общественная Палата Владимирской Области
 
13/04

Круглый стол по вопросам реформы местного самоуправления
04/04

4 апреля состоялся круглый стол в формате открытого диалога «Молодежь и выборы: личный опыт»
01/04

Заседание комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам
 
Общественная экспертиза Общественная экспертиза  
 
Основные направления деятельности
Проекты и мероприятия
Общественная экспертиза
 
13/02

Заключение

Общественной палаты Владимирской области

по результатам общественной экспертизы

Долгосрочной целевой программы привлечения инвестиций

на территории Владимирской области на 2010–2013 гг.

 

Долгосрочная целевая программа привлечения инвестиций на территории Владимирской области на 2010 – 2013 г.г. (далее - Программа) утверждена Постановлением Губернатора области № 668 от 04.06.2010г.

Целями данной Программы являются:

1.создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории региона;

2. создание системы планирования и управления процессами привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу области;

3. достижение среднедушевых показателей инвестиций на уровне средних значений по ЦФО.

Основные задачи Программы:

1. создание стандартов формирования и продвижения положительного делового имиджа региона;

2. совершенствование областной законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности.

3. создание систем государственно-частного партнерства, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в целях повышения инвестиционной активности в регионе;

4. повышение квалификации государственных служащих, занятых в сфере инвестиционной деятельности.

Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года (далее - Стратегия) и Среднесрочного стратегического плана социально-экономического развития Владимирской области на 2009 – 2013 г.г.

Целевыми индикаторами выполнения поставленных задач являются:
1.увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека ежегодно на 1-5%;
2. увеличение индекса физического объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в сопоставимых ценах ежегодно на 2‑5%;

В экономической теории  одним из широко применяемых целевых индикаторов инвестиционного климата региона является рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составляемый рейтинговым агентством «Эксперт РА» с 1996г. В соответствии с этим, видится целесообразным в качестве целевого индикатора Программы установить следующий: «достижение рейтинга инвестиционного климата области по методике Эксперт РА уровня не ниже 2В (Средний потенциал – умеренный риск)». На протяжении 13 лет рейтинг Владимирской области практически не меняется и соответствует рейтингу 3В1, или «низкий потенциал – умеренный риск».

В Стратегии одним из целевых показателей деятельности органов государственной власти в экономике и социальной сферы до 2027 г. значится такой показатель, как «повышение доходов регионального бюджета». В соответствии с этим, видится целесообразным в качестве целевого индикатора Программы установить «повышение доходов регионального бюджета» с цифровыми показателями, прогнозно рассчитанными соответствующими департаментами администрации области.

Программой  предусмотрен ряд мероприятий на 2010 год, направленный на создание стандартов формирования и продвижения положительного делового имиджа региона. В частности, из областного бюджета  выделено 5 млн. рублей на проведение первого этапа реконструкции постоянно действующей выставки «Промышленный потенциал Владимирской области».

В 2010 году проводилась целенаправленная работа по совершенствованию областной законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности. В частности, разработано положение по отбору инвестиционных проектов и принципалов, осуществляющих капитальные вложения на территории области, на предоставление государственных гарантий Владимирской области.

В 2010 году за счет внебюджетных источников был реализован ряд мероприятий, направленных на развитие региональной инфраструктуры высокотехнологичных услуг связи. На эти цели из внебюджетных источников было привлечено 114,5 млн. рублей.

Кроме того, начата работа по развитию цифрового телерадиовещания. За счет средств федерального бюджета разработан системный проект сети цифрового телевещания в области (4,5 млн. рублей).

За счет внебюджетных источников начаты строительные работы по возведению здания информационно-гостевого центра на территории национального парка «Мещера» (0,187 млн. рублей).

По данным Федеральной службы государственной статистики объем инвестиций в основной капитал в 2010г. составил 47,73 млрд. рублей, что, во-первых,  на 11 % ниже соответствующего периода 2009 г., а во–вторых, ниже заявленных в Программе цифровых значений ожидаемых конечных результатов реализации Программы. Согласно Программе, ежегодно объем инвестиций в основной капитал должен увеличиваться на 2-5%.

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику региона в 2010 году, составил 765,5 млн. долларов США, что на 44,3 % больше уровня 2009 года (530,6 млн. долларов США). Данный процент роста превышает заложенные в Программе ожидаемые конечные результаты реализации, согласно которым увеличение объема инвестиций планировалось в 2-5% ежегодно.  Особенно важно отметить рост прямых иностранных инвестиций. По итогам прошлого года объем прямых иностранных инвестиций увеличился на 75,7 % по сравнению с уровнем 2009 года и составил 388,2 млн. долларов США. Соответственно, изменилась и структура иностранных инвестиций. Если в 2009 году в общей структуре иностранных инвестиций на долю прямых инвестиций приходилось 17,8%, то в 2010 году – 50,7%.

За последние 5 лет общая сумма иностранных инвестиций составила почти 2,8 млрд. долларов США. Среднегодовой темп прироста иностранных инвестиций за 2006-2010гг. - 29,9%.

Приведенные итоги реализации Программы в 2010г. в целом говорят о достижимости декларируемых Программой целей и задач.

Успешная реализация Программы основана на действующем инвестиционном законодательстве Владимирской области. В области принято более 40 законов, направленных на развитие инвестиционной активности. Базовым документом является Закон Владимирской области № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области».

В соответствии с этим Законом, как российским, так и иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Владимирской области, предоставляются различные формы  государственной поддержки. Наиболее распространенной является предоставление налоговых льгот. Для получателей господдержки предоставляются следующие налоговые льготы: снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет до 13,5% и освобождение от налога на имущество организаций  в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта.

Механизм контроля над эффективностью деятельности организаций, получающих государственную поддержку, в том числе, закреплен в Положении «О Комплексной оценке эффективности деятельности организаций, реализующих одобренные инвестиционные проекты» (далее - Положение), утвержденное постановлением Губернатора Владимирской области №  521 от 16 октября 2002 г. с последующими редакциями. В данном положение понятие бюджетной эффективности от реализации одобренного инвестиционного проекта определено как эффективность использования средств, высвободившихся в результате предоставление государственной поддержки. То есть бюджетная эффективность определяется направлением использования высвобожденных средств.

В экономической теории направление использование денежных средств называется целевым использованием этих средств, а бюджетная эффективность  инвестиционного проекта определяется как относительный показатель эффекта для бюджета в результате реализации инвестиционного проекта, определяемого как отношение полученного бюджетом результата (приток бюджетных средств) к затратам (отток бюджетных средств), обеспечившим его получение.

Таким образом, в Положении не корректно трактуется определение «бюджетной эффективности» и, следовательно, при контроле эффективности реализации инвестиционного проекта бюджетная эффективность в понятии, трактуемом в экономической теории, практически не контролируется. Видится целесообразным внесение изменений в инвестиционное законодательство Владимирской области в целях приведения формулировок и определений и используемых экономических терминов к формулировкам и определениям этих терминов, принятых в экономической теории. Также считаем целесообразным разработать в инвестиционном законодательстве комплексное понятие эффективности инвестиционного проекта, включив в него критерии бюджетной эффективности, социальной эффективности, производственной эффективности процесса реализации инвестиционного проекта.

В результате проведенной экспертизы долгосрочной целевой программы привлечения инвестиций на территории Владимирской области на 2010 – 2013 годы и инвестиционного законодательства Владимирской области, являющегося нормативной основой реализации программы рабочая группа Общественной палаты Владимирской области рекомендует администрации Владимирской области и Законодательному Собранию Владимирской области:

1.                Установить в качестве целевого индикатора Программы следующий: «достижение рейтинга инвестиционного климата области по методике Эксперт РА уровня не ниже 2В (Средний потенциал – умеренный риск)».

2.                Установить в качестве целевого индикатора Программы следующий: «повышение доходов регионального бюджета» с цифровыми показателями, прогнозно рассчитанными соответствующими департаментами администрации области.

3.                Внести изменения в инвестиционное законодательство Владимирской области в целях приведения формулировок определений используемых экономических терминов к формулировкам и определениям этих терминов, принятых в экономической теории.

4.                Разработать в инвестиционном законодательстве комплексное понятие эффективности инвестиционного проекта, включив в него критерии бюджетной эффективности, социальной эффективности, производственной эффективности процесса реализации инвестиционного проекта.

 

 

             Руководитель рабочей группы,

                 председатель Комиссии

     по экономическому развитию и бюджету

 Общественной палаты Владимирской области                              Демидов В.В.





к списку
 


Общественная Палата Владимирской Области

  Общественная Палата Владимирской Области, © 2010-2022

600000, г.Владимир, Октябрьский пр-т, д.21,
Тел.: 8 (920) 9340464, 8 (920) 9341416


Разработано — romanlazarev.com