|
14/02 Заключение Общественной палаты Владимирской области по результатам общественной экспертизы целевой программы «Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2009-2012 годы»
Анализ показывает, что реализация долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2009-2012 годы" уже оказала значительное влияние на все без исключения стороны жизни села. Выросла деловая активность представителей многоукладной сельской экономики, повысилась инвестиционная привлекательность отрасли, изменился стиль работы государственных органов управления АПК, осуществлена синхронизация деятельности госорганов федерального и областного уровня, благодаря чему аграрная политика приобрела целостный характер. Реализация госпрограммы осуществляется департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации области на основании соглашения заключенного с Минсельхозом России, которое предусматривает 41 целевой показатель обязательный для выполнения. Большинство этих показателей предусмотрено для каждого муниципального района в пятилетних соглашениях, заключенных между департаментом и районными администрациями. За все годы на реализацию целевой программы из федерального бюджета выделяется 1859 млн. рублей, что в 2,5 раза больше в сравнении с предыдущем пятилетием. Финансирование мероприятий программы из бюджета области планируется в размере 1473,6 млн. руб. Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти на 14,5% по отношению к 2008 году, из них производство продукции животноводства – на 19,2%, растениеводства – на 10,7%. Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы. Особое значение придается реализации мер по обеспечению населения области молоком и мясом, их производство в 2012 году к уровню 2008 года увеличится на 6,1% и 6,4%. Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо с 37 килограмм в 2006 году до 45 килограмм в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко, соответственно, с 204 до 225 килограммов. Увеличение животноводческой продукции произойдет в основном за счет увеличения надоя молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях области на 200 кг и стабилизации поголовья маточного стада. Для обеспечения животноводства кормами предусматривается расширение в 2012 году свыше 50% посевных площадей сельскохозяйственных культур, занятых бобовыми и бобово-злаковыми смесями. Давая оценки того, как реализуется областная программа, что уже достигнуто и с какими проблемами приходится сталкиваться, можно отметить, что сельское хозяйство области (за исключением засушливого года) из года в год стабильно прирастает. Есть уверенность, что положительные тенденции, заложенные в программе, сохранятся. Основные показатели в аграрном секторе области за январь-сентябрь 2009-2011 гг.:
Земледельцы сполна использовали благоприятные погодные условия нынешнего лета. В хозяйствах всех категорий намолочено 162,3 тыс. тонн зерна, 150,8% к уровню 2010 года. Урожайность составила 19,3 ц с га (было 16,6 ц/га). Накопано 365 тыс. тонн картофеля, что в 2,4 раза больше, чем в 2010 году. В сельхозорганизациях с каждого убранного гектара получено 196 центнеров. Выращено около 162,8 тыс.тонн овощей открытого и закрытого грунта или 136,3% к уровню 2010 года при урожайности 155 центнеров с га (было 115 ц/га). Несмотря на трудности, удалось сохранить поголовье крупного рогатого скота с 140 тыс. до 143,3 тыс. голов, в том числе коров с 60,7 тыс. до 61,5 тыс.голов. По количеству коров область занимает 6 место в ЦФО и 22 место в Российской Федерации. За 10 месяцев 2011 года надой молока на корову составил 4579 кг, что на 151 кг больше уровня 2010 года за аналогичный период. Хозяйствами всех категорий произведено 277 тыс. тонн, что на 6,2% больше прошлого года. Благодаря реализуемым в области инициативам Правительства России, значительных успехов достигли КФХ, которые увеличили производство мяса – в 2,7 раза, молока – на 11,1%, яиц – в 2,8 раза. С 2006 года в агропромышленном комплексе области реализовано 95 инвестиционных проектов в 57 хозяйствах, вновь построено 19 молочных комплексов на 17,4 тыс. скотомест и реконструировано 37,7 тыс. скотомест для крупного рогатого скота. На сегодня половина поголовья дойного стада области содержится в новых или реконструированных помещениях. По состоянию на 1 октября 2011 года среднемесячная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства, составила 14 232 рубля при плановом показателе в 11 000 рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по состоянию на 1 октября 2011 года выше планового на 33 процента. В минувшем году в Минсельхоз России представлено 74 (принято 72) инвестиционных проекта на строительство (реконструкцию) животноводческих помещений, овоще- и картофелехранилищ и приобретение племенного скота. Планируется ввести в эксплуатацию 10 комплексов по производству животноводческой продукции, в том числе свиноводческие комплексы в Александровском и Петушинском районе. Разрабатываются инвестиционные проекты по созданию агропромышленного парка "Ставровский", предусматривающие создание ряда перерабатывающих производств и сельскохозяйственный логистический центр, а также строительство птицеводческих комплексов в Камешковском и Ковровском районах. Таким образом, старт программы можно оценить как успешный. Вместе с тем, детальный анализ изменившейся ситуации в экономике показывает, что сегодня условия реализации программы существенно отличаются от тех, из которых исходили при ее разработке. Проблемными вопросами для сельского хозяйства остаются: 1. Построение современного динамичного инновационного сельского хозяйства невозможно в условиях продолжающейся деградации социальной инфраструктуры села. Необходимо признать, что мероприятия по программе "Социальное развитие села" не только недостаточны по своему объему, но и в целом носят нескоординированный, фрагментарный характер. В итоге не обеспечивается комплексное развитие конкретных сельских поселений, а значит и должное качество жизни проживающих там людей. 2. Требуется принятие мер по повышению эффективности землепользования. Прежде всего, идет речь о вовлечении в сельхозоборот значительной части земельных ресурсов, выбывших за период с начала 90-х годов (около 100 тыс. га пашни). Необходимо рассмотреть вопрос о мерах по стимулированию сельхозпроизводителей для освоения этих земель. Основная цель реформ 90-х годов состояла в том, чтобы на земле появился хозяин. Однако этого не случилось, так как дороговизна и сложность процедур землеустроительных работ являются основным препятствием для превращения земель в полноценный экономический актив. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2011 году составила 63%, что ниже запланированного показателя на 8%. 3. Должна быть существенно повышена роль ассоциаций и союзов сельхозтоваропроизводителей на местном и региональном уровне. Только так возможно обеспечить сбалансированность интересов сельхозпроизводителей, перерабатывающих предприятий и розничной торговли, включая согласование ценовой политики на всех уровнях. 4. Ускоренное освоение новых технологий. Речь идет не только об обновлении технического парка, но и о динамичном наращивании генетического потенциала сельскохозяйственных культур и животных. В минувшем году сельхозорганизациями приобретено тракторов 108 штук (в пересчете на эталонные единицы) против 340 по плану, зерноуборочных комбайнов – 15 штук (63 – по плану), кормоуборочных комбайнов – 35 штук (51 – по плану). По областному лизингу приобретено 53 единицы сельхозтехники. 5. Важно сохранить стимулирующий налоговый режим в отрасли. Необходима такая аграрная политика, которая обеспечивала бы доходность каждой из подотраслей сельского хозяйства (конечно, при условии, что применяются современные технологии). Удельный вес прибыльных крупных и средних сельхозорганизаций составил 83,5%, что на 7% ниже запланированного. 6. Необходимо на государственном уровне выработать систему постоянного мониторинга экономических условий производства основных видов сельхозпродукции и методику расчета соответствующих "индикативных цен", которые должны стать настоящим ориентиром для принятия эффективных решений по наращиванию производства продукции. 7. Преодоление дефицита квалифицированных кадров. В силу объективных причин за пять лет число работающих в сельском хозяйстве сократилось на 34%. Из трех тысяч работающих специалистов с высшим образованием только 40%. В области более чем в половине хозяйств отсутствуют, например, планово-экономические службы, более 70% руководителей сельскохозяйственных организаций не имеют высшего профильного образования. Оценивая ситуацию, Общественная палата Владимирской области рекомендует: 1) при формировании проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года предусмотреть объем средств на финансирование целевой программы сельского хозяйства Владимирской области не ниже уровня 2011 года; 2) принятием государственной аграрной программы разработать и принять новую областную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Руководитель рабочей группы, член Комиссии по экономическому развитию и бюджету Общественной палаты Владимирской области Чукин Н.И. к списку |
|