|
15/02 Заключение Общественной палаты по результатам общественной экспертизы долгосрочной целевой программы «Энергосбережение, повышение надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, энергосбережения объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Владимирской области на 2009-2012 годы»
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение, повышение надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, энергосбережения объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Владимирской области на 2009-2012 годы» (далее - Программа) утверждена Постановлением Губернатора области N 1034 от 9 декабря 2009 г. Целями данной Программы являются: - снижение затрат на производство электрической и тепловой энергии за счет снижения доли потерь тепловой энергии до 9,1%, электрической энергии - до 11,5% в результате реализации комплекса мероприятий, направленных на замену, реконструкцию и модернизацию устаревшего и малоэффективного оборудования; - обеспечение устойчивого и надежного снабжения потребителей области электрической и тепловой энергией; - снижение расходов областного бюджета на топливно-энергетические ресурсы до 8,5%; - обеспечение устойчивого развития ТЭК. Программа направлена на решение следующих задач: - сокращение "коммерческих потерь" и затрат организаций путем установки приборов учета на сумму 112,0 млн. руб., экономия ресурсов составит: электрической энергии - 31,0 млн. кВт.ч, тепловой энергии - 9,5 тыс. Гкал, топлива - 6,8 тыс. т.у.т.; - обеспечение энергетических потребностей экономики Владимирской области и населения с внедрением современного энергосберегающего оборудования и технологий с экономией электрической энергии - 5,7 млн. кВт.ч; - повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии путем реконструкции и технического перевооружения энергоснабжающих организаций на новой технологической основе за счет освоения финансовых средств на сумму 156,0 млн. руб.; - оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов путем проведения энергетических обследований в объеме 40,15 млн. руб.; - внедрение инновационных энергоэффективных технологий, проектов и оборудования на объектах ТЭК на сумму 12,0 млн. руб.; - повышение эффективности использования энергоресурсов в учреждениях и организациях социальной сферы области и обеспечение на этой основе снижения расходов бюджета области на их эксплуатацию и энергообеспечение при соблюдении санитарных правил, норм и повышении условий комфортности пребывания путем оснащения потребителей бюджетной сферы приборами учета расхода тепловой энергии и холодной воды, внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии на 1,215 млн. кВт.ч и тепловой энергии - на 5,137 тыс. Гкал. В рамках Программы предусмотрена реализация энергосберегающих проектов, мероприятий, влияющих на надежность энергоснабжения потребителей, а также мероприятий по оснащению средствами учета ТЭР и выполнению энергетических обследований, технического освидетельствования и проектно-изыскательских работ (далее - ПИР) будущих лет. Источниками финансирования для осуществления мероприятий Программы являются средства областного и местных бюджетов, а также внебюджетные средства, учтенные в тарифах энергоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой и электрической энергии. Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности устанавливает обязательное энергетическое обследование организаций и энергоаудит предприятий для следующих субъектов: · органы государственной власти, органы местного самоуправления; · организации с участием государства или муниципального образования; · организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; · организации, осуществляющие добычу, производство, переработку или транспортировку воды, газа, энергии, нефти, угля, нефтепродуктов; · организации, совокупные затраты которых на потребление энергии превышают десять миллионов рублей в год; · организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. Для перечисленных лиц закон об энергосбережении и энергоэффективности требует провести энергетическое обследование зданий, предприятий и энергоаудит организаций в срок до 31 декабря 2012 года с последующим проведением периодического энергетического обследования не реже одного раза каждые пять лет. С 1 января 2010 года каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им ресурсов (воды, энергоносителей, электрической энергии) в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема потребления в 2009 году с ежегодным снижением объема потребления не менее чем на 3%. Закон об энергосбережении и энергоэффективности обязывает перечисленные лица провести энерго-аудит и оформить энергетический паспорт организации для определения базового объёма потребления ресурсов в 2009 году. Объем финансирования всех энергосберегающих мероприятий на 2011 год был предусмотрен в размере 490,9 млн. руб., из них 479 млн. руб. - внебюджетные средства, 11,9 млн. руб. - бюджетные, направляемые на обслуживание зданий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. На эти средства в течение года в регионе проводились работы по установке приборов учета расходования энергоресурсов, строительству и реконструкции трансформаторных подстанций и тепловых сетей, капитальному ремонту котельных и другие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности. За 11 месяцев 2011 года на эти цели было израсходовано 498,7 млн. руб., что составило 101,6 % от запланированного объема денежных средств. В результате проведенных энергосберегающих мероприятий удалось сэкономить объем потребленных топливно-энергетических ресурсов на сумму 167,13 млн. руб. Однако, несмотря на то, что согласно федеральному законодательству, в срок до 31 декабря 2012 все многоквартирные дома в обязательном порядке должны пройти энергетическое обследование и получить паспорта, свидетельствующие об успешном его прохождении. Во Владимирской области насчитывается 18583 многоквартирных дома. В настоящее время только 225 домов прошли энергетическое обследование и 113 домов получили энергетические паспорта, что свидетельствует о недостаточной эффективности реализации Программы. Достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с резким удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказания услуг. Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита. Отсутствие приборного учета не стимулирует применение рациональных методов расходования ТЭР. Существующие здания и сооружения, инженерные коммуникации не отвечают современным строительным нормам и правилам по энергосбережению. Хронически недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению с течением времени значительно усугубляет ситуацию. Отсутствие информации о мероприятиях, планируемых в рамках Программы, должной разъяснительной работы с субъектами, в отношении которых Закон предусматривает необходимость обязательного энергетического обследования, и недостаточность финансирования также не способствуют успешной реализации Программы В результате проведенной экспертизы долгосрочной целевой программы «Энергосбережение, повышение надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, энергосбережения объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Владимирской области на 2009-2012 годы» рабочая группа Общественной палаты Владимирской области рекомендует администрации Владимирской области и Законодательному Собранию Владимирской области:
1. активизировать работу по реализации программы в части проведения энергоаудита организаций - с участием государства или муниципального образования; - осуществляющих регулируемые виды деятельности; - осуществляющих добычу, производство, переработку или транспортировку воды, газа, энергии, нефти, угля, нефтепродуктов; - совокупные затраты которых на потребление энергии превышают десять миллионов рублей в год; - финансируемых за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. 2. Повысить прозрачность и информационную открытость мероприятий реализуемых в рамках Программы 3. Активизировать проведение мероприятий разъяснительного характера (конференции, семинары, круглые столы), посвященные проблемам энергосбережения.
Руководитель рабочей группы, заместитель председателя комиссии по экономическому развитию и бюджету Общественной палаты Владимирской области Сеитхалилов Л.Э.
к списку |
|