|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
02/10 Заключение рабочей группы Общественной палаты Владимирской области по результатам общественной экспертизы проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В Общественную палату Владимирской области обратились представители общественности Владимирской области с просьбой рассмотреть вопрос о проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На седьмом пленарном заседании Общественной палаты (26.09.2012 г.) было принято решение сформировать рабочую группу по разработке предложений в проекты законов в области реформирования социальной сферы в следующем составе: 1) Бородина Валентина Дмитриевна; 2) Новожилова Наталья Альбертовна; 3) Питиримова Татьяна Николаевна; 4) Сараев Виктор Артурович; 5) Сидорова Татьяна Александровна; 6) Скорбилин Валерий Юрьевич; 7) Сухарникова Надежда Александровна; 8) Якушева Лина Васильевна. С участием экспертов: 1) Губернаторова Лариса Ивановна; 2) Даведьянова Нина Сергеевна; 3) Прохорычев Геннадий Леонардович; 4) Черкасова Мария Юрьевна; 5) Фурсова Елена Александровна. Руководителем рабочей группы была выбрана председатель Комиссии Общественной палаты Владимирской области по законодательству, регламенту, этике и общественному контролю Н.А. Сухарникова. Рассмотрев проекты федеральных законов №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», члены рабочей группы, а также привлечённые эксперты считают необходимым отметить ряд замечаний.
I. Проект федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства»: 1. в пп. Б, п. 1, статьи 2 не раскрыты критерии определения «нормального воспитания и развития»; 2. в статье 82 не раскрыты критерии формулировки «семья, находящаяся в социально опасном положении»; 3. в п. 2 статьи 82 установлен 10-летний возраст несовершеннолетнего для письменной подачи заявления в органы опеки и попечительства, что противоречит ст. 20, 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым дееспособность лиц наступает с 14-летнего возраста; 4. в абзаце 4 п. 3 статьи 82 не раскрыто содержание формулировки «иные организации».
II. Проект федерального закона № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: 1. в статье 2 не раскрыто содержание и не даны основные критерии юридических и физических лиц, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроект не согласован с основными понятиями проекта федерального закона «Об общественном контроле в РФ»; 2. выявлены внутренние противоречия, так, например, п. 4 статьи 4 предусматривает невмешательство в управление деятельностью организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в то же время статья 1 определяет организации, осуществляющие общественный контроль. Кроме того, статья 5 противоречит норме, установленной п.4 статьи 4 законопроекта. Таким образом, члены рабочей группы и привлечённые эксперты считают, что проект федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» создает независимую систему принудительного контроля за каждой семьей не как исключительной меры, а как стандарта, и узаконивает процесс изъятия ребенка из любой семьи, позволяет беспрепятственное вхождение социальных служб в любую семью с целью определения по размытым критериям права родителей на воспитание собственных детей. Придание семье статуса «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации» означает неспособность семьи справиться с жизненными трудностями самостоятельно и, как следствие, неспособность воспитывать детей. На основании вышеизложенного члены рабочей группы, привлечённые эксперты, а также представители целого ряда общественных организаций считают, что указанный законопроект с большой степенью вероятности приведет к негативным последствиям для института семьи и конкретных семей, к следствиям, противоречащим основополагающим нормам международного и российского права. Поэтому рекомендуем отложить принятие проекта федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» и провести его существенную доработку с учётом общественного мнения. Проект федерального закона № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит в себе внутренние противоречия и не приведен в соответствие с действующим законодательством и проектом федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации». Рекомендуем отложить принятие закона и провести его существенную доработку с учётом общественного мнения. На основании вышеизложенного и учитывая, что указанные законопроекты вызвали большой общественный резонанс, рекомендуем провести более широкое общественное обсуждение проектов законов в области реформирования социальной сферы с привлечением всех заинтересованных организаций и ведомств. к списку |
|