Общественная Палата Владимирской Области
О палате   Деятельность   Документы   Новости   Фото   Контакты   Конкурсы   Партнеры
Общественная Палата Владимирской Области
 
29/11

#Щедрыйвторник
28/11

Принят закон, регулирующий деятельность общественных палат муниципальных образований
27/11

Форум «Действующие лица»
 
Общественная экспертиза Общественная экспертиза  
 
Основные направления деятельности
Проекты и мероприятия
Общественная экспертиза
 
01/11

Внести свои предложения в Доклад о состоянии гражданского общества в России

02/10

Заключение рабочей группы

Общественной палаты Владимирской области по результатам общественной экспертизы проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

В Общественную палату Владимирской области обратились представители общественности Владимирской области с просьбой рассмотреть вопрос о проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На седьмом пленарном заседании Общественной палаты (26.09.2012 г.) было принято решение сформировать рабочую группу по разработке предложений в проекты законов в области реформирования социальной сферы в следующем составе:

1) Бородина Валентина Дмитриевна;

2) Новожилова Наталья Альбертовна;

3) Питиримова Татьяна Николаевна;

4) Сараев Виктор Артурович;

5) Сидорова Татьяна Александровна;

6) Скорбилин Валерий Юрьевич;

7) Сухарникова Надежда Александровна;

8) Якушева Лина Васильевна.

С участием экспертов:

1) Губернаторова Лариса Ивановна;

2) Даведьянова  Нина Сергеевна;

3) Прохорычев Геннадий Леонардович;

4) Черкасова Мария Юрьевна;

5) Фурсова Елена  Александровна.

Руководителем рабочей группы была выбрана председатель Комиссии Общественной палаты Владимирской области по законодательству, регламенту, этике и общественному контролю Н.А. Сухарникова.

Рассмотрев проекты федеральных законов №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», члены рабочей группы, а также привлечённые эксперты считают необходимым отметить ряд замечаний.

 

I. Проект федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства»:

1.           в пп. Б, п. 1, статьи 2 не раскрыты критерии определения «нормального воспитания и развития»;

2.           в статье 82 не раскрыты критерии формулировки «семья, находящаяся в социально опасном положении»;

3.           в п. 2 статьи 82  установлен 10-летний возраст несовершеннолетнего для письменной подачи заявления в органы опеки и попечительства, что противоречит ст. 20, 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым дееспособность лиц наступает с 14-летнего возраста;

4.           в абзаце 4 п. 3 статьи 82 не раскрыто содержание формулировки «иные организации».

 

 

II. Проект федерального закона 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

1.           в статье 2 не раскрыто содержание и не даны основные критерии юридических и физических лиц, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроект не согласован с основными понятиями проекта федерального закона «Об общественном контроле в РФ»;

2.           выявлены внутренние противоречия, так, например, п. 4 статьи 4 предусматривает невмешательство в управление деятельностью организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в то же время статья 1 определяет организации, осуществляющие общественный контроль. Кроме того, статья 5 противоречит норме, установленной п.4 статьи 4 законопроекта.

Таким образом, члены рабочей группы и привлечённые эксперты считают, что проект федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» создает независимую систему принудительного контроля за каждой семьей не как исключительной меры, а как стандарта, и узаконивает процесс изъятия ребенка из любой семьи, позволяет беспрепятственное вхождение социальных служб в любую семью с целью определения по размытым критериям права родителей на воспитание собственных детей. Придание семье статуса «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации» означает неспособность семьи справиться с жизненными трудностями самостоятельно и, как следствие, неспособность воспитывать детей.

На основании вышеизложенного члены рабочей группы, привлечённые эксперты, а также представители целого ряда общественных организаций считают, что указанный законопроект с большой степенью вероятности приведет к негативным последствиям для института семьи и конкретных семей, к следствиям, противоречащим основополагающим нормам международного и российского права. Поэтому рекомендуем отложить принятие проекта федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» и провести его существенную доработку с учётом общественного мнения.

Проект федерального закона № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит в себе внутренние противоречия и не приведен в соответствие с действующим законодательством и проектом федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации».

Рекомендуем отложить принятие закона и провести его существенную доработку с учётом общественного мнения.

На основании вышеизложенного и учитывая, что указанные законопроекты вызвали большой общественный резонанс, рекомендуем провести более широкое общественное обсуждение проектов законов в области реформирования социальной сферы с привлечением всех заинтересованных организаций и ведомств.





к списку
 


Общественная Палата Владимирской Области

  Общественная Палата Владимирской Области, © 2010-2022

600000, г.Владимир, Октябрьский пр-т, д.21,
Тел.: 8 (920) 9340464, 8 (920) 9341416


Разработано — romanlazarev.com